В мире        04 июня 2022        1331         0

Шри-Ланка: «Аэрофлот» теряет самолет, русские туристы в слезах

Шри-Ланка: «Аэрофлот» теряет самолет, русские туристы в слезах

Фото: DPA/TAСС

Министерство иностранных дел России вызвало посла Шри-Ланки Джаниту Абейвикрему Лиянаге, которой был заявлен решительный протест из-за задержания самолета компании «Аэрофлот» в аэропорту Бандаранаике.

«Призвали ланкийскую сторону в сжатые сроки урегулировать эту проблему во избежание ее негативного влияния на традиционно дружественные двусторонние отношения», — заявили в министерстве.

Самолет Airbus A330−300 должен был вылететь из Коломбо накануне утром, в 10:20, и прилететь в Москву в 19:35, но местный суд запретил самолету покидать Шри-Ланку «после рассмотрения жалобы, поданной компанией Celestial Aviation Trading Limited в Ирландии». Судебное слушание о снятии ареста назначено на 8 июня.

Росавиация работает над урегулированием вопроса задержания Airbus A330 «Аэрофлота» на Шри-Ланке (до 1972 года это островное государство называлось Цейлон)…

Воздушная тревога

В ответ на нашу спецоперацию по денацификации и демилитаризации Украины в числе прочих антироссийских санкций зарубежные лизингодатели потребовали вернуть эксплуатирующиеся Россией гражданские воздушные суда и стали арестовывать наши самолеты в зарубежных воздушных гаванях. По данным Минтранса на конец марта, из-за подобных ограничительных мер мы потеряли таким образом 78 из 1367 самолетов.

Росавиация довольно оперативно рекомендовала авиакомпаниям, у которых есть самолеты в лизинге, приостановить полеты за рубеж, а также авиаперевозки из-за рубежа в Россию, а президент РФ Владимир Путин подписал закон, разрешающий регистрировать права на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у компаний, внутри самой России.

На этом буря вокруг авиаперелетов вроде бы несколько подуспокоилась, но, как оказалось, ненадолго: 2 июня прибывший утром в фактическую столицу Шри-Ланки Коломбо российский Airbus A330 не смог вылететь обратно в Россию.

Сначала на сайте «Аэрофлота», эксплуатирующего судно, появилась информация о задержке вылета на одни сутки и размещении пассажиров в местном отеле, однако потом стало известно, что Airbus был задержан властями города, а Высокий коммерческий суд Коломбо запретил судну покидать воздушную гавань пока в связи с тем, в конце апреля оно получило российскую регистрацию, но до этого борт был зарегистрирован на Бермудских островах, и его первоначальный ирландский лизингодатель Celestial Aviation Trading Limited потребовал от властей острова запретить ему покидать данное воздушное пространство Шри-Ланки.

Возникает вопрос — что может предпринять российская сторона в условиях такой правовой коллизии?

Отправлять в зарубежные вояжи исключительно «Суперджеты» или Ту?

Сопровождать каждый борт ротой автоматчиков?

Выводить наши гражданские пассажирские самолеты из-под таких арестов с помощью российских ВВС?

Своими соображениям на этот счет поделился с «СП» экс-замминистра гражданской авиации СССР, заслуженный пилот Советского Союза Олег Смирнов.

— Перерегистрация наших самолетов в России была неизбежна, потому что в противном случае мы лишились бы возможности осуществлять пассажиропервозки даже на своих внутренних авиалиниях, а это было бы критично. Это Францию какую-нибудь можно пешком из конца в конец пересечь, а вы попробуйте с Урала до Калининграда дойти.

И вот в таких условиях нам остается довольно небогатый выбор. Например, в «недружественную» заграницу отправлять только суда отечественного производства, а «Боинги» с «Эйрбасами» отправлять исключительно в дружественные державы.

«СП»: — Так ведь та же Шри-Ланка вроде бы дружественная страна. Её туристические власти совсем недавно обращались с жарким призывом к россиянам провести свой отпуск на «райском острове», заверяя их, что ни к каким антироссийским санкциям остров присоединяться не собирается. И — на тебе, здравствуйте. Да другие дружественные закрываю свое небо для российских самолетов иностранного производства.

— И, надо сказать, правильно вообще-то делают. Их авиационные организации — не политические ведомства, так что действуют в строгом соответствии с международными инструкциями по безопасности полетов. А правила эти, в частности, указывают, что двойная регистрация самолетов категорически запрещена, и если такое имеет место быть, то полеты подобных судов следует запретить. Они ведь запрашивали нас о том, сняли ли мы со своих судов иностранную регистрацию. Мы им не ответили, вот они и сработали по инструкции до выяснения обстоятельств.

«СП»: — Вы же сами признали, что перерегистрация самолетов была неизбежна. Как же так?

— Мера эта, согласен, была вынужденная, но надо же делать такие вещи грамотно. Если меняешь регистрацию самолета — будь любезен поставить в известность прежнюю страну-регистратор, заключи с ней соответствующий договор и соблюди прочие жесткие формальности.

«СП»: — Ну, обыватели-то в этих хитросплетениях не искушены. Их волнует только один вопрос — как и на чем им теперь летать в ту же Шри-Ланку или еще куда-нибудь, куда американцы с европейцами пока не запретили.

— Выход я уже озвучил — посылать за рубеж только наши отечественные самолеты, а иностранные приберечь для внутренних авиалиний или дружественных стран.

«СП»: — И как долго мы способны продержаться в таком режиме? «Суперджетов» мы эксплуатируем от силы сотни полторы на круг, а «ИЛов» и «Тушек», оставшихся в строю, и того меньше

— Во-первых, любые самолеты не вечные. Рано или поздно наши «Боинги» с «Эйрбасами» выработают свой ресурс, а где брать запчасти для замены? Ведь они из санкций не поставляются в Россию. Значит, будут такие самолеты постепенно «ставить на прикол» и разбираться на запчасти, сначала потихоньку, потом все более лавинообразно. Таким путем в конце концов к забору встанут все.

Во-вторых, под соусом «лучшего российского самолета в мире, за которым выстроится очередь из мировых покупателей», как позиционировался изначально «Суперджет-100», мы получили на деле мало того, что ближнемагистральное судно, так еще и, по сути, настоящее, я считаю, барахло, от которого отвернулись абсолютно все покупатели. Это ведь самая настоящая «хромая утка» по заоблачной себестоимости, на 75% состоящая из западных запчастей.

Наши промышленники, конечно, заявили о том, что могли бы наладить их производство, но на это ведь требуется время, те же масляные фильтры для «Суперджетов» в России готовы производить только года через 2−3, не раньше. Так что они, мне кажется, тоже к заборчику будут вставать потихоньку. Разве что политическое чудо произойдет, и санкции снимут.

К тому же из-за корыстного, на мой взгляд, пиара этого «Суперджета» напрочь вычеркнутыми из российского бюджета оказались разработки КБ «Туполев» и КБ «Ильюшин», что привело к фактическом у развалу отечественного гражданского самолетостроения.

«СП»: — Значит, заявление главы «Ростеха» Сергея Чемезова о высокой степени готовности высокотехнологичных самолетов «МС-21», «Ту-214» и «Ил-114» и выводе на рынок к 2025 году около 110 самолетов различных типов тоже стоит относиться аналогичным образом?

— Сергей Чемезов, в отличие от прожектеров «Суперджета», человек очень серьезный, и это вселяет определенный оптимизм. Будем надеяться, что это будет реальным стартом по исполнению взятых на себя перед президентом обязательств, чего за последние 30 лет я не наблюдал. Потому что 2025 год — это практически уже завтра, время пролетит незаметно.

Полагаю, он взвесил свои слова, потому что заявить — это одно, а вот сделать…

У нас же, во-первых, за 30 лет фактически уничтожено отечественное станкостроение, все станки импортные. В нынешних условиях это делает проблематичным даже производство запчастей для того же «Суперджета».

Во-вторых, нужны соответствующие высокотехнологичные заводы. Наконец, самое главное — нужны квалифицированные самолетостроители, ведь полностью же разогнали за это время всех специалистов, причем высочайшего класса.

Хотя если мы сейчас все как один поможем президенту, и займемся реальным ипортозамещением в мобилизационном режиме, а не пустой болтовней, а также разгоним сверху донизу всех «эффективных менеджеров», до этого разрушавших наше самолетостроение, поставив на их места новые кадры, не вижу ничего невозможного.

Санкции

Медведев: санкции против родственников российских чиновников — двойное беззаконие

Песков: санкции Евросоюза открыли глаза моей дочери

Путин: новые антироссийские санкции будут ухудшать ситуацию на мировых рынках

Россия запретила въезд 41 гражданину Канады

Все материалы по теме (3442)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *