Фото: IMAGO/Christian Ohde/Global Look Press
Турция заблокировала рассмотрение заявок Финляндии и Швеции на вступление в НАТО, сообщили источники FT. Все 30 стран-членов НАТО должны ратифицировать заявки стран-кандидатов, однако процесс может начаться только тогда, когда блок выдаст протокол о приеме и формально пригласит эти страны вступить в альянс.
«Послы НАТО встретились в среду, чтобы начать переговоры о приеме в тот же день, когда Финляндия и Швеция подали свои заявки, но воспрепятствование Анкары остановило любое голосование», — пишет издание. Это ставит под сомнение возможность альянса согласовать первый этап заявки скандинавских стран в течение одной-двух недель.
Напомним, ранее стало известно о требовании Анкары к Стокгольму и Хельсинки выдать 33 подозреваемых турецкими властями в терроризме курда, однако шведские и финские власти ответили отказом. На это президент Реджеп Тайип Эрдоган призвал отказаться от намерений посылать в Турцию делегации для переговоров.
Позднее, его требования к скандинавам значительно расширились. Турция ждет от двух кандидатов: уточнения позиции по статусу РПК (Анкара требует признать её террористической организацией); прекращение поддержки курдских формирований под предлогом борьбы с ИГ*; избегание контактов с руководством РПК; пресечение дезинформации от сторонников «Хизмета» (организация Фетхуллаха Гюлена); ускорение процедуры экстрадиции «террористов» по запросу Анкары; отказ от «противоречащих духу альянса» действий, направленных против безопасности Турции; инициатива по созданию механизма тесного сотрудничества с Анкарой в сфере борьбы с терроризмом; блокировка банковских счетов «террористических организаций» и предотвращение сбора средств под видом НПО.
Требованиями к Швеции и Финляндии «хотелки» Эрдогана не ограничились. Он требует также снять европейское эмбарго на экспорт оружия, повторное включение Турции в программу F-35 и снятия Вашингтоном санкций за покупку С-400.
Осталось еще потребовать выдачи Гюлена и немедленное принятие Турции в состав ЕС!
Реакции Вашингтона пока нет. Пентагон не подтверждает выдвижение Турцией требований в обмен на смену позиции по членству Финляндии и Швеции в НАТО.
«Я не могу подтвердить достоверность этого списка», — сообщил высокопоставленный представитель американского военного ведомства.
Между тем, глава Госдепа Энтони Блинкен провел встречу с турецким коллегой, после чего анонсировал обсуждение со стороны членов НАТО обеспокоенности Анкары по поводу членства Финляндии и Швеции в НАТО.
«Ранее в Берлине, на неформальном саммите НАТО, ряд стран-членов НАТО заявили о необходимости обсуждения наших обеспокоенностей по поводу членства Финляндии и Швеции. Сегодня этот вопрос обсуждался и в ходе нашей встрече с Блинкеном, он также сказал, что наши обеспокоенности будут обсуждаться альянсом», — заявил Мевлют Чавушоглу.
Как это понимать? Требования Турции застали всех врасплох? И что теперь? Вступление Финляндии и Швеции в НАТО откладывается?
По словам руководителя экспертного совета Фонда стратегического развития, политолога Игоря Шатрова, принцип принятия решений на основании консенсуса не дает возможности другим членам НАТО не учесть мнение Анкары.
— И Эрдоган прекрасно понимает, что часть противоречий между Турцией и союзниками по блоку он может выгодно обменять на свой голос за прием Финляндии и Швеции. Даже дав согласие на начало процедуры приема (что, думаю, скоро все-таки случится), Турция всегда может затянуть процесс ратификации. Так что, похоже, всё только начинается.
Дело в том, что наличие в составе Североатлантического альянса двух новых членов практически ничего не меняет для НАТО в геополитическом плане. И Финляндия, и Швеция и без того давно сотрудничают с НАТО по всем вопросам, их армии полностью соответствуют стандартам НАТО. То есть Турцию в любом случае нельзя будет назвать саботажником, препятствующим важным процессам, ведь вступление Финляндии и Швеции в блок — по сути, формальность. Но очень важная, принципиальная для Вашингтона формальность. Поэтому Турция постарается выжать из процедуры максимум возможных дивидендов.
«СП»: — Препятствие в лице Турции оказалось неожиданностью для Хельсинки, Стокгольма и Вашингтона?
— Нет. Просто решение принимается в авральном порядке, никто к нему не готовился, еще год назад никто даже помыслить о таком не мог. Это доказательство критической ситуации в НАТО. НАТО необходимо подтвердить свою нужность и важность для Европы, поэтому Брюссель хватается за эти заявки, также стремясь выжать как можно больше из свалившейся на голову удачи.
«СП»: — Сначала Эрдоган требовал выдать ему 33 членов РПК, потом его «хотелки» выросли до снятия оружейного эмбарго ЕС, санкций CAATSA и возврата в программу F-35. Он почувствовал, что взял Вашингтон на удушающий прием, и можно требовать все? Дальше он захочет голову Гюлена и принятие в ЕС? Его хотелки по поводу снятия санкций и эмбарго выполнимы? Одно дело Вашингтону надавить на Швецию и Финляндию, другое — на собственные принципы… А насколько готов до конца идти Эрдоган? Или все это предмет торга? На чем он готов остановиться?
— Как правило, в подобных ситуациях запрос всегда выше реальных ожиданий. Думаю, Турция в итоге согласится на меньшее, чем сейчас требует. От требований в отношении членов РПК, которые сейчас кажутся наиболее принципиальными, Эрдоган может и отказаться. Конечно, при условии, что ему пообещают вернуться к этому вопросу. А вот вопросы военно-технического характера, думаю, он будет продавливать до последнего.
Другое дело, что поведение Эрдогана может спровоцировать в альянсе эффект домино. Процесс уже пошел. Президент Хорватии Зоран Миланович выступил против приема Финляндии и Швеции в альянс до тех пор, пока в Боснии и Герцеговине (страна также стремится в НАТО) не будет изменено избирательное законодательство.
«Я готов к обвинениям, если они последуют. Я уже заявлял, что хорваты в Боснии для меня важнее, чем вся российско-финская граница», — заявил он. При этом президент Хорватии привел в пример Турцию, которая «умеет отстаивать свои национальные интересы», и добавил, что интересы Украины не являются острой проблемой для Загреба. По его мнению, отказ Хорватии ратифицировать соглашение — это единственный способ решить проблему прав хорватов в Боснии и Герцеговине.
Понимая принципиальную важность события для Вашингтона и Брюсселя, и другие союзники по блоку могут напомнить о своих проблемах.
— Думаю, это действительно стало неприятным сюрпризом, поскольку о вступлении Швеции и Финляндии говорилось как о практически решенном вопросе, — отмечает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Впрочем, Анкара явно дала понять, что ее решение — предмет торга. Так что вступление скандинавских стран затягивается, но не отменяется
«СП»: — Требования Эрдогана множатся как на дрожжах. Он почувствовал, что ухватил бога за бороду, и может разом решить все давно накопившиеся проблемы?
— Думаю, что так и есть. Турция — крупный и достаточно самостоятельный игрок, поэтому Западу с ней придется торговаться.
«СП»: — Ситуация с санкциями за С-400 и исключение из программы F-35 оказались сильно болезненными для Турции? Это казалось тупиком. Теперь может разрешиться?
— Да, Турция ищет способы обойти неприятные для нее ограничения. Но и для США это дело принципа. В условиях все более остро оспариваемого американского лидерства, как в глобальном масштабе, так и в рамках Запада, дать слабину в отношениях с Турцией было бы крайне нежелательно.
«СП»: — Насколько для обеих сторон важно не отступить в этом противостоянии? Способен ли Эрдоган выдержать давление, и что Вашингтон может ему противопоставить?
— Как я уже сказал, идти на уступки для Штатов крайне нежелательно. Эрдоган давно утомил Вашингтон, поэтому я бы не исключал попыток отстранить его от власти, особенно в преддверии президентских выборов, которые должны состояться в 2023 году. Так что Турцию может ждать новая попытка или «цветной революции», или военного переворота.
«СП»: — Тут в США уже слышны голоса о необходимости наказать Турцию за наглость, исключив из НАТО. Кто США ценнее: Турция или Финляндия и Швеция? Если вдруг дойдет до необходимости выбирать, что тогда?
— Турция — очень важный игрок в рамках НАТО, дающий геополитический выход на Ближний Восток, Кавказ, в Черноморский бассейн и восточное Средиземноморье. Так что исключать из НАТО ее точно не будут. Что касается Швеции и Финляндии, то они и так очень тесно связаны с альянсом и фактически являются его неформальными членами. Поэтому оформление их членства де-юре может и подождать. Прием этих стран в НАТО — скорее элемент психологической и информационной войны против России, чем острая необходимость.
НАТО на Востоке
Швеция и Финляндия подали заявки на вступление в НАТО
Захарова заявила, что США развязали руки России
Путин прокомментировал вступление Финляндии и Швеции в НАТО
В Кремле назвали разницу между вступлением в НАТО Украины и Швеции с Финляндией
Все материалы по теме (672)