Авто        09 марта 2020        98         0

Почему новые машины мнутся при малейшем ударе

Почему новые машины мнутся при малейшем ударе 1

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Мне казалось это очевидным, но находятся люди, которые постоянно говорят: «Вот раньше машины делали из железа в 4 мм, а теперь из фольги». И приводят примеры аварий, где в старую машину врезается новая (или наоборот). И у старой только царапины, а у новой — куча запчастей под замену.

Лоб в лоб

Отчасти это верно, глаза не врут. При небольших ДТП старые машины с железными бамперами и толстым железом действительно выглядят предпочтительнее. Но видели ли вы эти же машины после ДТП на высокой скорости?

Специалисты EuroNCAP неоднократно сталкивали лоб в лоб (с 40% перекрытием) старые и новые машины. Часто даже это одни и те же модели разных поколений. Результаты говорит сами за себя. В старых машинах манекены были трупами, в то время как в новых получали лишь лёгкие ссадины и ушибы. Повреждения и последствия разительно отличаются.

Читайте также

Почему так происходит? Все дело в проектировании. Раньше машину пытались сделать просто максимально крепкой. Всю. Целиком.

Сегодня крепкой (намного крепче, чем могли сделать раньше) делают только каркас безопасности, так называемую клетку салона, чтобы сохранить жизнь пассажирам и водителю. Суть в том, что в машине может быть смято всё, но люди в салоне не должны лишиться жизненно важного пространства.

Родом из автоспорта

Эта технология пришла в гражданское автомобилестроение, как и многое другое, из автоспорта. Если вы когда-нибудь видели по телевизору аварии во время гонок Формулы-1 или других соревнований, должно быть, замечали, что в большинстве случаев, если только он не придавлен машиной, пилот может выйти и самостоятельно идти.

Иногда аварии происходят на скорости за 200 км/ч, машины крутятся в воздухе, и по пять раз переворачиваться по земле, колёса летят в разные стороны, куча обломков, но каркас безопасности цел. Аналогичный каркас безопасности у супер- и гиперкаров. У семейных машин он не такой ярко выраженный, но принципиально устроен точно так же.

Может возникнуть другой вопрос: почему бы не сделать всю машину такой прочной, чтобы затраты на ремонт были меньше и при ударе отваливался только бампер, а не сминалось полмашины?

Деформация по прграмме

Тут в дело вступают зоны программируемой деформации. Сминаясь, металл поглощает энергию удара. Все эти хлипкие клипсы, застежки и тонкое железо придуманы для того, чтобы спасать жизнь пассажиров. Это физика за восьмой класс. Тема: упругий и неупругий удары.

Читайте также

Представьте себе сильно накаченный баскетбольный мяч. Помните, как больно, когда он попадает по носу? Так больно потому, что и нос, и мяч очень жесткие и почти не деформируются при ударе. А вот если заехать по лицу тем же мячом, но почти спущенным (воздух весит пренебрежимо мало, поэтому масса мяча та же самая), нос точно не сломаешь, потому что мяч деформируется и поглощает энергию удара.

То же самое с футбольным мячом: о накаченный можно сломать пальцы ноги, если неправильно ударить, а о сдутый не сломаешь ничего.

То же самое и с машинами. Всё, что есть в машине до каркаса безопасности салона, капот или багажник, спроектировано так, чтобы сминаться, ломаться и поглощать энергию удара, а остатки энергии отводить в стороны от салона. Если бы кузов не сминался (а это можно сделать), вся нагрузка приходилась бы на тело человека: на грудную клетку, на шейные позвонки, суставы, голову.

Грубо говоря, современные машины специально делают хлипкими и легко сминающимися, чтобы спасти жизнь людям.

Источник: http://svpressa.ru/auto/article/259260/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *